20.08.2021
Под ДЦП понимают хроническое заболевание ЦНС, вызывающее отклонения физического и интеллектуального развития. Наблюдаются сложности при социальной адаптации.
Нарушения речевой функции в раннем возрасте провоцируют замедленное познавательное развитие и эмоциональное расстройства. Задача дефектологии - комплексная работа с юными пациентами для эффективного восстановления. Приоритетным направлением является коррекция речи благодаря индивидуально подобранной системе упражнений.
Работа дефектолога с детьми с дцп обычно начинается после того, как пациенту исполняется 3 года. До этого проблематично конкретизировать специфику речевых отклонений у малыша.
Обращайтесь в центре реабилитации «Вместе с мамой» при необходимости пройти лечение у дефектолога дцп в Москве. Дипломированные медики в индивидуальном порядке разрабатывают курс восстановления. Следование рекомендованной программе дефектолога с дцп позволяет добиться устойчивых положительных результатов.
Нарушения речи у детей, больных ДЦП
У больных наблюдается сложности с речевым аппаратом. Причиной является нарушения в корковых и подкорковых областях мозга.
Часто дефектологи для детей с дцп наблюдают дизартрию. Это патология, связанная с изменением тембра голоса, неверным произношением звуков. Для расстройства характерны такие признаки как:
- Усиленное слюноотделение.
- Нечеткая артикуляция гласных.
- Глухой оттенок звуков.
- Ограниченность подвижности языка.
- Трудности в глотании.
Основные направления логопедического лечения при ДЦП
Регулярные коррекционно-педагогические занятия дефектолога с детьми с дцп нацелены на снижение паталогических проявлений. Нейтрализация проблем с речевыми функциями предполагает работу по следующим направлениям:
- Коррекция моторики и зрительной координации.
- Стабилизация мышечного тонуса.
- Стимуляция реакций голоса и слухового внимания.
- Восстановление зрительной фиксации.
- Формирование умений и навыков.
- Последовательное развитие познавательных способностей.
- Социально-личностная работа.
- Исправление речевых нарушений.
- Создание устойчивых форм поведения.
- Профессиональная ориентация.
Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом дцп проводятся с учетом возраста пациента. Медик разрабатывает комфортный режим уроков. Сеанс включает в себя письменные и устные упражнения, техники для укрепления опорно-двигательного аппарата и релаксационные приемы. Используются игровые, наглядные и дидактические материалы, которые делают работу более занимательной и интересной.
Оздоровительные методики предполагают внедрение:
- Кинезотерапии. Лечебная техника для избавления от речевых и личностных расстройств. Предполагает выполнение упражнений для восстановления зрительно-двигательной координации, получения верных пространственных представлений.
- Дыхательной гимнастики. Требуется для насыщения организма кислородом, улучшения психоэмоционального состояния. Применяется гимнастика А.Н. Стрельниковой, диафрагмально-речевое дыхание.
- Сказкотерапии. Развивает кинестетическое, слуховое и зрительное восприятие. Стимулирует когнитивные способности – память и внимание.
- Коррекции зрения. Включает комплекс упражнений для расслабления глаз и предупреждения близорукости.
- Профилактический логопедический массаж.
Логопедический лечебный массаж
Медицинский массаж – важная часть работы дефектолога с дцп, позволяющая врачам добиться значительных улучшений. Среди применяемых техник:
- Рефлекторные.
- Точечные.
- Зондовые.
- Классические.
Конкретный вид подбирается в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевых отклонений при детском церебральном параличе. Применяются расслабляющие и стимулирующие приемы.
Расслабляющий массаж устраняет гипертонус артикуляционных мышц. Позволяет снять напряжение с губ, лица и языка. Используются такие техники как легкое поглаживание в определенных направлениях (линии лба, височная зона, вокруг глаз, щеки и подбородок).
Стимулирующий массаж предотвращает гипотонию мускулатуры лица и языка. Систематическое посещение сеансов повышает вероятность развития речи у ребенка. В рамках данного подхода используется пощипывание, растирание, вибрация, разминание и поглаживание.
Лечебный массаж язычной мускулатуры стабилизирует состояние мышц. Если у пациента наблюдает повышенный тонус, требуется подержать во рту немного травяного настоя. Регулярное применение реабилитационной техники дипломированным логопедом дефектологом дцп обеспечивает следующие результаты:
- Снижение слюноотделения.
- Восстановление естественной амплитуды артикуляционных движений.
- Ускорение речевого развития.
- Стабилизация мышечного тонуса.
- Активация неактивной мускулатуры.
Артикуляционная гимнастика для развития речи
Программа дефектолога для детей дцп часто дополняется упражнениями по артикуляционной гимнастике. Работа имеет игровой формат, что повышает интерес малыша к процедуре и ускоряет наступление положительных эффектов. Гимнастика делится на 2 основные разновидности:
- Пассивная. Логопед выполняет техники для ослабления признаков серьезных патологий речи. Среди основных приемов – растягивание губ, собирание губ в трубочку, открывание и закрывание рта, выведение и втягивание языка, поднятие органа к небу, к нижней и верхней губе.
- Активная. В процессе выполнения происходит активизация зрительных, слуховых и тактильных анализаторов. Перед занятием проводят логопедический массаж и несколько пассивных техник. Выполняя приемы, важно сохранять полный объем движений. Техника реализуется плавно и симметрично. Среди упражнений - закрытие и открытие глаз, жевание, поднятие и опускание бровей, открывание и закрывание рта. С течением времени и достижением прогресса пациент выполняет более сложные техники.