Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общие принципы питания и кормления детей с ДЦП

01.12.2020
Основные задачи родителей в организации питания и кормления детей с ДЦП:

- обеспечить полноценное питание
Питание подчиняется общеизвестным правилам: должно быть сбалансированным, соответствовать возрасту и учитывать особенности основной патологии. Обеспечение достаточного питания и контроль за оптимальным набором веса крайне важны, так как дети-инвалиды часто подвержены большей опасности истощения.

У детей с тяжелыми поражениями ЦНС часто наблюдаются изменения метаболизма, что может привести к различного типа дистрофиям. Трудности с жеванием, глотанием, повышенная потребность в энергии из-за напряжения мышц становятся причиной отклонений в росте и недовеса. Недоедание замедляет физическое и умственное развитие.

В то же время, дети с тяжелыми двигательными нарушениями, особенно находящиеся на зондовом питании, имеют больший индекс массы тела и риск развития ожирения.

Поэтому, важно еще в раннем возрасте определить причины недостаточного набора веса или формирования избыточной массы тела, при необходимости скорректировать питание или подобрать индивидуальную диету.

- обеспечить соблюдение питьевого режима

Мозг состоит из воды на 60–95%. Многие отделы головного мозга большую часть энергии получают с водой, выступающей в качестве транспортного средства. Недостаточное потребление воды приводит к замедлению биохимических процессов клеточной коммуникации. Даже легкая дегидратация приводит к значительному снижению когнитивных функций. Также нужно учитывать, что вода участвует в проведении нервных импульсов к различным отделам организма по нейрональной сети. Дисфагия (расстройство акта глотания) обычно сопровождается гипогидратацией той или иной степени выраженности. Поэтому особое внимание необходимо уделять соблюдению назначенного врачом питьевого режима. Для утоления жажды нужно использовать воду (допустимы домашние морсы, компоты), а не сладкие напитки.

- следовать корректному порядку кормления
Порядок кормления, то есть соблюдение определенной последовательности действий (ритуалов), режима, места кормления, максимальное включение ребенка в процесс питания, имеют важную роль в том, чтобы процесс пищеварения проходил оптимально.

Возможный порядок кормления:
1. Рассказываем ребенку о том, что сейчас он будет есть, называем прием пищи (завтрак, обед, ужин), объясняем, для чего это нужно.
2. Моем руки.
3. Перемещаем ребенка в специальное место для кормления, придаем правильное положение сидя или полулежа.
4. Используем индивидуальный набор посуды с детской тематикой.
5. Если состояние ребенка позволяет, при кормлении через рот используем руку самого ребенка.
6. После кормления вытираем лицо, руки ребенка, при необходимости переодеваем, наводим порядок.
7. После кормления поддерживаем положение ребенка сидя или полулежа в течение 40 минут для уменьшения вероятности рефлюкса и аспирации. В это время в качестве поощрения можно использовать просмотр спокойных мультфильмов или передач.

- обеспечить безопасность кормления

Кормление должно происходить безопасным для ребенка способом с учетом его состояния. Прежде всего речь идет об аспирации, которая часто становится причиной пневмоний и внезапной смерти.



Основные правила:
- оценить способность ребенка к проглатыванию пищи и напитков;
- выбрать безопасный метод введения пищи и напитков;
- при необходимости принимать меры для восстановления акта глотания и возвращения к естественному пути приема пищи;
- следить за правильным положением ребенка при кормлении;
- соблюдать оптимальный порядок кормления.

- стимулировать самостоятельные действия в процессе кормления
Одна из причин, почему дети с особенностями развития медленно привыкают есть самостоятельно, заключается в том, что члены семьи делают все ЗА них. С ребенком общаются как с грудным младенцем: дают жидкую пищу, кормят с ложечки. Важно помнить, что дети приобретают новые навыки только на практике. Поэтому, если мы не даем ребенку возможность пробовать новое, действовать самостоятельно, не мотивируем к совершению действия, то навык формироваться не будет, именно в связи с отсутствием потребности в нем. Кормление ребенка через соску можно считать безвредным только до двухлетнего возраста. При более длительном использовании соски происходит задержка рефлексов новорожденных, однообразные длительные повторяющиеся движения оказывают тормозящее влияние на стволовые структуры, мешают формированию произвольности на корковом уровне.

- помнить, что кормление – это часть социализации ребенка
Процесс кормления, вне зависимости от пути введения пищи, является очень важным моментом в жизни ребенка. Нужно давать возможность ребенку участвовать в выборе еды, в кормлении (например, пользоваться рукой ребенка с вложенной в нее ложкой, чтобы донести пищу до рта), ощутить консистенцию, температуру пищи не только во рту, но и тактильно. Нужно говорить с ребенком, успокаивать и подбадривать, создавать атмосферу спокойствия и доброжелательности, важную и для формирования доверия между ребенком и его близким, и для хорошего усвоения пищи. При отсутствии контакта кормление может стать затруднительным, малорезультативным (полученная пища будет плохо усваиваться, повысится риск аспирации) и даже невозможным из-за отказа ребенка.


Возврат к списку

Оставить заявку


Имя
Телефон
Email *
Сообщение
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *

* - обязательные поля