14.09.2020
Музыкальная терапия – особый интерактивный метод помощи взрослым и детям с различными видами нарушений. Реабилитационный курс по музыкотерапии направлен на общее оздоровление и индивидуальное развитие каждого ребенка. Музыкотерапия является системой психосоматической (душевной и телесной) регуляции функций организма человека. При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.
Активная музыкотерапия (вокалотерапия и игра на детских музыкальных инструментах) оказывает положительное воздействие на работу головного мозга: стимулирует его ритмическую активность, задействует одновременно правое и левое полушарие, активизирует формирование межполушарной организации психических процессов. Пассивная музыкотерапия (прослушивание музыки) направлена на общее расслабление, устранение психосоматических напряжений, тревожности, восстановление психо-эмоционального баланса, а так называемое «пассивное пение» способствует формированию идеомоторных представлений речевых звуков и речевых паттернов.
Двигательные нарушения и проблемы с речью часто препятствуют обычному каждодневному общению ребенка с окружающими. Музыкальная терапия для такого ребенка служит мостиком из мира одиночества. Музыкальный диалог, который происходит между ребенком и терапевтом, может оказаться самым длительным и искусным взаимодействием, на которое вообще способен ребенок.
Итак, коррекционная работа при помощи музыкотерапии основывается на взаимодействии таких основных компонентов как движение, речь, психическое развитие
- Музыка может помочь ребенку координировать свои действия, например, в процессе игры на простых музыкальных инструментах (ритмично стучать на барабанах) или при выполнении ритмичных движений. Двигательная коррекция под музыку снимает нервное напряжение.
- Занятия пением служат эффективным средством коррекции речевых нарушений. В подобной терапии используются элементы, которые способствуют нормализации речевого дыхания, плавности, слитности и четкости произношения. Дети освобождаются при этом от скованности и страха, сопутствующего произнесению фразы; их речь становится свободнее.
- Музыкотерапия благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга. Существенное значение для психотерапевтической работы имеет тот факт, что характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм играет значимую роль в обеспечении психофизиологических реакций и различного рода познавательной деятельности. Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания.
Музыкальное занятие включает в себя: оксигенотерапию (ребенок дышит кислородом через специальную гарнитуру), упражнения на развитие мелкой моторики рук, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, вокалотерапию, игру на музыкальных инструментах, логоритмику (ребенок читает стихотворение или поет и при этом совершает целенаправленные действия руками: рисует, собирает конструктор, лепит и т.п.). С целью реализации индивидуального подхода к каждому ребенку содержательная структура музыкальных занятий может варьироваться. Ведущим в его осуществлении является учет возрастных особенностей, диагноза и особенностей здоровья, а также личностных потребностей детей.