Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Логопедический вокал

12.01.2022
K07A1719.jpg

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”.

“Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Дисгармоничное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно дышать и управлять своим голосом.

Нам приходится работать с необычными детьми, которых нужно обучать не только дыханию и речи, но и произношению звуков, слогов, слов. Это огромная работа над каждым элементом речевого аппарата, резонаторами, над формированием фонационного дыхания и диапазона голоса. Немаловажным фактором является развитие слуховых сенсоров.

Это не просто, научить говорить ребенка, который, порой бывает, за всю свою жизнь не сказал ни единого слова.

Занятия начинаются с дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой и с комплекса упражнений для развития артикуляции и всего речевого аппарата. Дальше, идет работа со звуками через пение слогов, слов, куплетов. Обязательной процедурой в нашем комплексе является оксигенотерапия, которая помогает ребенку напитать свой организм кислородом и включиться в работу. По окончанию занятий - ритмическая гимнастика для рук и ног, игра на дудочке, на барабанах и плоских колоколах, это поток эмоций для всех детей, без исключения. Логопедический вокал, является самой любимой процедурой у наших пациентов.

Вместе с родителями мы радуемся успехам наших разговорчивых певцов.

Искусство управлять своим голосом — это искусство управлять движением, мышлением и своей жизнью!

Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Следующий этап — оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо.

Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.

 Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т. е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Голосообразование при дыхании называется фонацией. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём — умение распределять вдох и выдох, и правильно добирать воздух в процессе речи.

Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. 

Например, для формирования мощного фонационного дыхания: 

Упражнение 1: Короткий и быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» IMG_20200218_131006.jpg(фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.

 Упражнение 2: Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха. Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.

Упражнение 3: Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м — м…, бом… м — м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.

 Дикция, т. е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики:

 Упражнение 4: Произношение чередующихся гласных, например, А — У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.

Упражнение 5: Чередование согласных П — Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп… п!

Упражнение 6: Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т. д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ. Упражнение 7: Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т. д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА., ДГА, ЖВА., КВА… и т. д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ…, ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т. д., активно работая языком и губами.

Упражнение 8: Эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т. п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки.


Возврат к списку

Оставить заявку


Имя
Телефон
Email *
Сообщение
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *

* - обязательные поля