Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

07.09.2020

K07A3441.jpgДетский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы, характеризующееся прежде всего двигательными и сенсорными расстройствами. Одной из типичных особенностей ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц, наличие насильственных движений, моторная неловкость, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Все это затрудняет приобретение трудовых умений и навыков самообслуживания, ставит ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Двигательные нарушения также усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации ДЦП является развитие мелкой моторики. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами. Именно через руки мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир и сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию. Именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над развитием мелкой моторики, или по-другому ловкостью рук, способствуют стимуляции этой зоны мозга.

В обычном сценарии процесс развития мелкой моторики происходит естественным, заложенным природой путём на базе развития общей моторики человека. В случае с поражениями, вызванными ДЦП, важно с самого раннего возраста проводить работу по развитию мелкой мускулатуры рук. Благодаря регулярным тренировкам, движения будут постепенно становиться более уверенными. Следует учитывать, что способность ловко управлять руками требует определённой степени зрелости мозговых структур, поэтому заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Стимуляция и развитие моторики у детей с ДЦП – важная часть ежедневной реабилитации.

Основными методиками на развитие мелкой моторики рук, которые можно использовать в том числе в домашних условиях, являются

1. Массаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

 

В комплексной работе, направленной на развитие мелкой моторики, необходимо следовать таким принципам как:

- внимание к состоянию ребенка, учитываем, какие функции нарушены, а какие сохранны;

- регулярное выполнение, многократное повторение;

- подбираем комфортный для ребенка темп;

- создаем мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение);

- в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;

- независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;

- соблюдаем меры безопасного использования предметов в процессе работы (!! в занятиях часто используются мелкие игрушки, фасоль и прочее, важно не оставлять ребенка одного, чтобы не допустить проглатывая);

 

Как создать комфортную обстановку для выполнения заданий?

1.      Эмоциональная поддержка: старайтесь вызывать у ребенка положительные эмоции, хвалите, подбадривайте: "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умница".

 2.      Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки.

 3.      Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут.

 4.      Создавайте мотивацию: расскажите ребенку для чего нужно выполнять задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям – возможно, они слишком сложные для него, у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания позднее.

 5.      Упражнения лучше выполнять совместно, для ребенка важно участие взрослого, его одобряющее внимание.


Что можно использовать для развития мелкой моторики?

 1.      Различные пирамидки, матрёшки, сортеры, кубики, рамки-вкладыши, пазлы

2.      Конструкторы, мозаики, фигурки на магнитах

3.      Шнуровки, замочки, нанизывание бус

4.      Мячи (колючие, рифлёные, плюшевые), коврики типа «травка»

5.      Футляры, коробочки, кошельки с предметами–секретиками

6.      Пальчиковый «сухой бассейн» с мелкими игрушками

7.      Игры со счётными палочками, с крупами, пуговицами, прищепками, камешками, песком.

8.      Рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, теста, глины, аппликации.

Использование подобных игр помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и стимулирует логическое и пространственное мышление, внимание и логику, тактильную чувствительность, помогает осваивать новые формы и размеры, цвета.

В межреабилитационный период можно выполнять в домашних условиях элементарные техники массажа, такие как поглаживание, легкое растирание, вибрации. Обратите внимание, что массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Процедуру проводим в течение 3-5 мин ежедневно 2 раза. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется определенная сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт.

Вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим легкие удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом: зубной щёткой, массажной расчёской, различными мячиками, шариками.

  

 


Возврат к списку

Оставить заявку


Имя
Телефон
Email *
Сообщение
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *

* - обязательные поля