Стресс приводит к гибели нейронов

Нервной системой управлять не так-то просто!

Эта информация должна быть интересна для родителей наших маленьких пациентов

Стресс нельзя подавить или устранить силой воли. Важно понимать последствия стресса и его негативное воздействие на нервную систему, в частности – на головной мозг. Что же происходит с нашими нервными клетками при стрессе?

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, придется совершить небольшой экскурс в биохимию мозга. В случае стресса наши надпочечники выделяют соответствующие гормоны – адреналин и кортизол. Однако помимо них синтезируется возбуждающая аминокислота глутамат непосредственно в тканях головного мозга. Глутамат отвечает за активацию нервных клеток, подготавливая их к интенсивным нагрузкам – это типичная реакция на стресс. Но при сильном или хроническом стрессе этот процесс выходит из–под контроля, а чрезмерная функциональная активность губительна для нервных клеток. Собственно, перевозбуждение нарушает процессы передачи нервных импульсов, негативно отражается на функционировании нейронов и приводит к их гибели. Также глутамат отрицательно влияет на способность головного мозга восстанавливаться до состояния покоя.

Эта информация должна быть интересна для родителей наших маленьких пациентов.

Детки с угрозой инвалидности, чуть ли не с первых дней жизни вынуждены бороться за свое здоровье. Реабилитация, это огромный труд, требующий от ребенка терпения и выдержки. Нередко, физическая и моральная усталость малыша, приводит его к стрессу. Как правило, у этих детей дороги назад нет. От их мнения мало что зависит. И часто, их желания не совпадают с намерением взрослых. Чтобы добиться успехов и победить недуг, необходимо много работать. Поэтому, через слезы, истерики, плачь и страдания, они продолжают трудиться на протяжении долгих лет.

Никто не спорит, что интенсивное лечение крайне необходимо, но успех будет обеспечен только тогда, когда ребенок с удовольствием соглашается идти на занятия или принимать процедуры. Без отрицания, без слез, без истерик. В противном случае результат от лечения будет минимальным или его вообще не будет. Подневольная ситуация и стресс, приведут к моменту, когда ребенку станет «все-равно». Потеря интереса-прямой путь к полному ступору во всем.

Вернемся к изначальному вопросу, стресс - понятие очень расплывчатое. Для организма в принципе любое воздействие - стресс, потому что любая информация, воспринимаемая нами, закономерно приводит к возбуждению определенных нейронов и, соответственно, к выработке нейромедиаторов, гормонов и так далее. Но есть так же такое понятие как "дистресс", это, если можно так выразиться, сверхпороговый раздражитель, который приводит к чрезмерной активации различных областей мозга и систем организма. Гормоном стресса закономерно считается кортизол, так же при стрессе повышается и уровень норадреналина, адреналина, в головном мозге повышается количество глутамата(активирующего медиатора), и снижается уровень ГАМК(тормозного медиатора, отвечающего в том числе и за способность головного мозга восстанавливаться до состояния покоя).

Повышение глутамата - закономерная реакция на стресс, повышенное его количество приводит нервную систему в состояние гипервозбуждения, для того чтобы можно было реагировать на стрессовую ситуацию как можно быстрее, принимать какие-либо решения или действия.

Но при хроническом стрессе, это будет принимать по большей части негативные последствия, постоянно повышенная возбужденность, снижение количества ГАМК - приведет к перевозбуждению нейронов, непосредственно от этого они не погибнут, они просто "выключатся" из работы и снизят свою активность.  Но хронический стресс в долгосрочной перспективе может нарушить не только механизм передачи сигнала между нейронами и биохимию нейромедиаторов, но и метаболические процессы организма. 

В нашем реабилитационном Центре мы делаем все возможное и невозможное, чтобы ребенок проявил интерес к занятиям и процедурам. Наши специалисты, не только профессионалы своего дела, каждый из них- педагог и психолог для каждого малыша. Мы не допускаем, чтобы дети во время занятий нервничали и плакали. Любыми способами, через игру, через сказки, обнимашки и общение, мы добиваемся их душевного расположения и доверия. Занятия проходят легко и с удовольствием. Конечно, детки устают, но эта усталость ПОБЕДЫ и интереса к новым достижениям.

Бывают такие случаи, когда родители недовольны тем, что их ребенок совсем не устает по сравнению с реабилитацией в другом центре, не валиться с ног и не засыпает от усталости прямо на руках после последней процедуры. Некоторые родители умудряются «догонять» усталость дома, по вечерам после каждого занятия в центре.

Итогом таких «экзекуций», имеющийся список болезней может дополниться новым заболеванием. Такие случаи были. Возможно, родители сами напишут о своих ошибках, чтобы предупредить всех, кто пока не понимает, что:

· Ребенок не должен испытывать усталость от борьбы за свое здоровье!

· Ребенок должен быть заинтересован в лечении и в результате своих стараний!

· Ребенок, это личность с мнением которого нужно считаться!

 

Берегите детей от стресса!

Добрые намерения со слезами на глазах, не бывают добрыми!