Медицинские и психологические подходы к нарушению развития у детей

Мохов К.О. невролог, к.м.н., врач высшей категории, эпилептолог

Последние исследования мозга, при помощи позитронно-эмиссионной томографии, тензорной МРТ, многоточечной ЭЭГ, проведенные зарубежными учеными, показали, что постоянный стресс приводит к отмиранию определенных участков мозга, которые, в первую очередь, отвечают за понимание собственных эмоций и намерений других людей. И если этот стресс продолжается длительно, до определенного критического возраста, то могут наступить такие изменения в головном мозге , при которых дальнейшее когнитивное развитие, социализация у детей, не то чтобы невозможны, а требуют очень много времени, усилий, материальных вложений.

МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАРУШЕНИЮ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Мохов К.О. невролог, к.м.н., врач высшей категории, эпилептолог

Последние исследования мозга, при помощи позитронно-эмиссионной томографии, тензорной МРТ, многоточечной ЭЭГ, проведенные зарубежными учеными, показали, что постоянный стресс приводит к отмиранию определенных участков мозга, которые, в первую очередь, отвечают за понимание собственных эмоций и намерений других людей. И если этот стресс продолжается длительно, до определенного критического возраста, то могут наступить такие изменения в головном мозге, при которых дальнейшее когнитивное развитие, социализация у детей, не то чтобы невозможны, а требуют очень много времени, усилий, материальных вложений.

К важнейшим эмоциональным потребностям ребенка можно отнести потребность в установлении постоянных близких отношений со взрослым, возможность играть, возможность выражать свои потребности. Для того, чтобы выражать свои потребности, речь очень важна, но вовсе не обязательна - есть дополнительные средства коммуникации - жесты, картинки - символы, написанные слова и т.д. Ребенок с нарушениями - тот же ребенок, на него действуют те же самые правила. Если у ребенка есть ДЦП, синдром Дауна и т.д., он просто еще более уязвим к тем процессам, которые связаны со стрессом, неблагоприятным внешним факторам.

Проблема детского развития – одна из самых сложных в медицине и психологии.

В норме нервно-психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе не только количественных, но и качественных изменений.

Большинство ученых, занимающихся вопросом детского развития, признают, что психика и поведение ребенка во многих своих проявлениях имеют врожденный характер, однако, во многом данные категории являются продуктом обучения и воспитания.

Развитие психических процессов начинается у ребенка с диффузно-целостных форм, и уже, затем переходят к более дифференцированным. Этот же путь проходит моторика, зрительное восприятие, слух, речь.

Принято считать, развитие психики и поведения идет от инстинктивных к разумным, от бессознательных к сознательным формам. Инстинкты готовы с рождения к употреблению и сохраняются в течение жизни организма.

В качестве следующей ступени развития рассматриваются условные рефлексы и навыки. Они складываются прижизненно на базе генотипически заданных.

Третья высшая ступень развития связана с включением сознания и воли в регуляцию поведения и психики ребенка.

С рождения ведущую роль в психофизическом развитии ребенка играют сенсорные системы, в первую очередь контактные (обонятельные, вкусовые, тактильные ощущения). По мнению Пиаже, значение тактильного контакта с матерью, особенно в младенческом возрасте, заключается так же в том, что в это время на его основе происходит консолидация и дифференциация сосательного и хватательного рефлексов.

Сенсомоторное развитие ребенка происходит не изолированно, на всех этапах оно находится под контролем аффективной сферы. Выготский указывал, что «центральным процессом связывающим сенсорные и моторные функции, является в младенческом возрасте побуждение, потребность, или, шире говоря, аффект.

К 9 месяцам ребенок не только способен «считывать» эмоциональное состояние с лица матери, но и подстраиваться под них. Возникает способность к сопереживанию – сначала с матерью, а затем и другими людьми. К 1,5 годам процесс формирования базовых эмоций завершается .

Во-первых, «функции, как и части тела, развиваются не пропорционально и равномерно, а в каждом возрасте есть доминирующая функция». Во-вторых, «наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала» и «обосновывают другие», «развиваются раньше».

Данные постулаты можно проследить на примере развития локомоторных (психомоторных, статодинамических) функций у ребёнка, которые берут свое начало от инстинктивной, безусловно-рефлекторной деятельности, необходимее на раннем этапе для защиты и питания (основным условиям жизнеобеспечения), через стадию сенсомоторного развития, совместно и под воздействием коммуникации и социализации, посредством аффекта, переходит к прямохождению, затем к бегу и окончательно формируются лишь к 8 годам .Главным координатором психических, речевых, сенсорных и статодинамических функций ребёнка является интеллект. Вначале в своем развитии он формирует сенсомоторные схемы, а затем, с появлением речи, получает инструмент, с помощью которого на вербально-логической основе в большей или меньшей степени перестраивает все другие функции.

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими (первичные), так и социальными факторами (вторичные).

К биологическим факторам относят пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.), а также перинатальные нарушения (патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, опухоли). При этом нарушения развития (дизонтогении или аномалии) могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы, как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие хромосомных аберраций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных заболеваний, гидроцефалии, опухолей, энцефалитов, эпилепсии и др..

При диффузных органических поражениях ЦНС общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающийся в четкие рамки топической диагностики.

Наиболее изучена структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Патогенез данного заболевания связан с поражением ряда отделов мозга, как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон головного мозга.

В клинической картине ДЦП среди симптомов органического поражения мозга центральное место занимают двигательные нарушения. Из них основными являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса. Это приводит к затруднению формирования ориентировочных реакций, чему дополнительно способствуют иограничение полей зрения в связи с нарушением моторного аппарата глаз, и недоразвитие статокинетических функций .

Массивность и распространенность поражения головного мозга, тяжелые двигательные расстройства, нарушение когнитивных функций приводят к задержке интеллектуального развития у детей, страдающих ДЦП .

Нарушения зрения и слуха ведут к образованию вторичного дефекта в нервно-психической сфере с признаками отставания психомоторного развития, речи, коммуникации различной степени выраженности

К социально обусловленным видам дизонтогенеза относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, депривация, социальное сиротство (т.е.отсутвие контактов с детьми при живых родителях) под которыми понимается задержка эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией – неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

Таким образом, все перечисленные факторы приводят с задержке развития у детей. Особым сенситивным периодом считаются первые три года жизни ребенка. Таким образом, наиболее интенсивные реабилитационные и абилитационные мероприятия необходимо проводить именно в это время. При ряде заболеваний ЦНС, мы часто не можем помочь медицинскими мерами, но согласитесь, что каждый ребенок достоин сострадания и любви и порой эти составляющие вкупе с мотивированностью пациента делают чудеса.