Логопедический вокал

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”.

“Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Дисгармоничное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно дышать и управлять своим голосом.

Нам приходится работать с необычными детьми, которых нужно обучать не только дыханию и речи, но и произношению звуков, слогов, слов. Это огромная работа над каждым элементом речевого аппарата, резонаторами, над формированием фонационного дыхания и диапазона голоса. Немаловажным фактором является развитие слуховых сенсоров.

Это не просто, научить говорить ребенка, который, порой бывает, за всю свою жизнь не сказал ни единого слова.

Занятия начинаются с дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой и с комплекса упражнений для развития артикуляции и всего речевого аппарата. Дальше, идет работа со звуками через пение слогов, слов, куплетов. Обязательной процедурой в нашем комплексе является оксигенотерапия, которая помогает ребенку напитать свой организм кислородом и включиться в работу. По окончанию занятий - ритмическая гимнастика для рук и ног, игра на дудочке, на барабанах и плоских колоколах, это поток эмоций для всех детей, без исключения. Логопедический вокал, является самой любимой процедурой у наших пациентов.

Вместе с родителями мы радуемся успехам наших разговорчивых певцов.

Искусство управлять своим голосом — это искусство управлять движением, мышлением и своей жизнью!

Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Следующий этап — оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо.

Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.

 Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т. е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Голосообразование при дыхании называется фонацией. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём — умение распределять вдох и выдох, и правильно добирать воздух в процессе речи.

Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. 

Например, для формирования мощного фонационного дыхания: 

Упражнение 1: Короткий и быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.

 Упражнение 2: Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха. Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.

Упражнение 3: Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м — м…, бом… м — м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.

 Дикция, т. е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики:

 Упражнение 4: Произношение чередующихся гласных, например, А — У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.

Упражнение 5: Чередование согласных П — Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп… п!

Упражнение 6: Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т. д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ. Упражнение 7: Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т. д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА., ДГА, ЖВА., КВА… и т. д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ…, ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т. д., активно работая языком и губами.

Упражнение 8: Эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т. п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки.