Хромотерапия

Часть 1. Цвет и вегетативная нервная система

В 1910 году академик В.М. Бехтерев установил, что цвета оказывают избирательное действие на возбудимость корковых и подкорковых нервных центров, а следовательно модулируют психоэмоциональные процессы в организме. Главным итогом многочисленных экспериментов проф. С.В. Кравкова, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области,тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ПНС), а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, – кинтеграции симпатического отдела вегетативной нервной системы (СНС). Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1948 -1951) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, но в свою очередь, и изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение.

Красный цвет

Его излучение расположено по соседству с инфракрасным спектром, поэтому и действие близкое. Красный цвет вызывает ощущение тепла, глубоко проникаетв ткани. Физиологически он действует симпатикотонически, повышая содержание ацетилхолина и ионов калия в крови. Увеличивает мускульное напряжение, вызывает некоторое повышение артериального и внутриглазного давления, учащение пульса и дыхания (последнее при этом еще и углубляется). [Бреслав Г.Э.2000].

 Желтый цвет

Обладает наибольшей светимостью, кроме того, лучше других цветов стимулирует зрение – повышает его устойчивость и остроту, увеличивает скорость зрительного восприятия. Желтый цвет повышает аппетит и перестальтику желудка и кишечника, снимает их спазмы (хотя действует несколько слабее, чем оранжевый). Он открыт и легок, поэтому настраивает человека на интерес к внешнему миру, побуждает к контактам и активной деятельности, способствует четкому и логичному выражению своих мыслей. Этот цвет создает ощущение радости, счастья, веселья, легкости, доступности и праздничности, уменьшает напряженность в межличностных отношениях.  [Бреслав Г.Э., 2000].

 Зеленый цвет 

Воспринимается как свежий и влажный. Это успокаивающий цвет природы. Он действует во многом противоположно красному цвету, повышает содержание ионов кальция и снижает содержание ацетилхолина в крови, нормализует артериальное и внутриглазное давление, уменьшает частоту пульса и дыхания. Зеленый цвет увеличивает длительность, выдоха, что способствует релаксации, уменьшает мускульную силу. В психологическом плане он повышает остроту зрения и благоприятствует концентраций внимания (не зря же в библиотеках стоят лампы с зелеными абажурами). Этот цвет повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. [Бреслав Г.Э., 2000]. 

Синий цвет

Физиологически также обладает ваготропным эффектом: уменьшает частоту дыхания, урежает и ослабляет пульс, еще больше удлиняет выдох и релаксирует тело. Уменьшает чувство боли, снимает мышечное напряжение. В психологическом плане – воздействует на восприятие, времени и пространства; резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени (оно словно утрачивает свое значение). Это цвет самоанализа, самоуглубления. Также обладает гипнотическим, завораживающим действием – не зря мы все любим смотреть на синее небо и море. При длительном воздействии оказывает тормозящее действие на нервную систему, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости и утомления [Бреслав Г.Э., 2000]. 

Наш центр предоставляет уникальную возможность пройти хромотерапию в формате VR-терапии любому желающему, вы получите ударную дозу цветовых и световых впечатлений, которые спровоцируют вас только на положительные эмоции.


Часть 2. Психологическая характеристика цветов 

Феномен предпочтения цветов следует отнести к одному из центральных в области цветовой семантики. Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, и столь же загадочен. К любому оттенку цвета мы относимся оценочно, поскольку, любой цвет неизбежно вызывает в душе человека чувство симпатии или антипатии. [Яньшин П.В., 2006].

 Красный цвет

Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель – иметь возможность жить в мире и гармонии, но поскольку их общее, психическое и соматическое состояние более не выдерживает возбуждающих воздействий, то они отвергают возбуждающий красный цвет. Тот, кто отклоняет красный цвет как не симпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Отклоняющий красный или какой-либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, оказываемым этим цветом на его чувства.

 Желтый цвет

В природе солнце редко окрашено в желтый цвет, мы видим его как ослепляющий свет или как сияющий оранжевый, если оно стоит над горизонтом. И все же представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем, как и у детей, рисующих солнце желтым. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому согревающий. После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, словно свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину. Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. В.Кандинский также указывает на то, «что желтый настолько склоняется к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого».

Если к зеленому добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета. Если сравнить зеленый с заряженной, статистической потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии. Отсюда следует, что желтый цвет следует понимать как изменение и как снятие напряжения посредством раздражающего действия. Желтый он выражает основную психическую потребность – раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, счастью. Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого.

 Зеленый цвет

В. Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером. И далее: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами».Чистый зеленый цвет. Люди, предпочитающие чисто зеленый, стремятся, благодаря твердости, приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще. Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка.

 Синий цвет

Синий цвет легко понятен. Он отождествляется с другой физиологической и психологической потребностью – покоем. Здесь уместно процитировать Гете, который выразил сущность синего цвета поэтическим понятием «очаровательное ничто». Этим он не объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. Обратимся к В. Кандинскому (1989): «Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Чтобы повысить основное воздействие синего цвета, а именно усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется темно-синий цвет. Темно– синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении, потребность в синем цвете повышается. Повышаются также восприимчивость и готовность к боли.

Из основного значения синего цвета развивается бесконечное множество особых значений и возможностей, из которых здесь упоминаются лишь некоторые. Синий цвет как повышенная восприимчивость является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений. 

Почувствовать воздействие цветов на свое психоэмоциональное состояние может любой желающий в нашем центре www.fizio-vr.ru в формате виртуальной реальности.